Ангел смерти

Театральная компания ТРУБЛЯЙН / Ян Фабр (Бельгия)
Поделиться:

Продолжительность: 50 минут

Ближайшие показы

12 октября,  Пятница
20:00
13 октября,  Суббота
20:00

ВНИМАНИЕ! Билеты на спектакль можно приобрести на сайте фестиваля TERRITORIЯ

В 1996 году художник, драматург и хореограф Ян Фабр написал текст, вдохновленный пионером поп-арта Энди Уорхолом. Подзаголовок гласил: «Монолог для мужчины, женщины или гермафродита». Идеи художника-андрогина интересовали Фабра и в прошлом. Так, театральная постановка «Универсальные копирайты 1 и 9» детально рассматривала вопрос копируемости, ставя под сомнение понятие подлинности. Сам Уорхол — точнее, его почти совершенный двойник — появлялся у Фабра в «Сияющих иконах» (1997) — заключительной части трилогии, посвященной эротизму тела, тела, обладающего вечной аурой и обреченного на бессмертие, каковое постигло героев, превратившихся в памятники.

Монолог «Ангел смерти» — это еще более пристальное исследование той же проблематики при помощи языковых метафор. Здесь под пером автора встречаются три духа. Помимо Уорхола, это призрак Уильяма Форсайта — Фабр заметил их родство с Уорхолом, начинавшееся уже с внешнего сходства. Форсайту, выдающемуся танцовщику и хореографу, основателю коллектива Франкфуртского балета, посвящен и сам монолог.

В тексте Фабр касается и личных, завораживающих его тем. Красота гендера и его трансформация (в том числе, и гермафродитизма), двойные идентичности, противоречивость пути художника, балансирующего между публичностью, славой и мечтой об анонимности и уединении. На таком фоне и разворачивается встреча трех «духов». Слой за слоем, обретает черты и неуловимый персонаж «Я», проявляясь в переплетении наблюдений, идентификаций, известных цитат Уорхола из «Песен для Дреллы», интерпретаций судеб самого Фабра, Уорхола и Форсайта. Этот персонаж-«Я» дрейфует между понятным и двусмысленным, то протягивая руку зрителям, то отдаляясь. Кажется, что «Я» живет после собственной смерти, во временном вакууме, живое и мертвое одновременно, показываясь и скрываясь, переиначивая собственную идентичность. Все заканчивается желанием танцевать и забыть себя. Загадка сохраняется…

Постановка этого монолога сталкивает текст с видео-инсталляцией. Последняя состоит из монументальных проекций по каждой из четырех стен, образующих квадрат. Зрительcкие ряды расположены параллельно сторонам квадрата и сходятся в центре к небольшой сцене, откуда хорватская танцовщица Ивана Йозич видит все четыре экрана и вступает в диалог с видеорядом. На экранах Уильям Форсайт танцует и читает текст «Ангела смерти» в анатомическом музее Монпелье: образы возникают со всех сторон, сообщаясь друг с другом через взаимные переходы и сопоставления позиций камеры. Перформанс на сцене создает второй уровень взаимодействия: танцовщица отвечает видеоряду танцем и речью. Дополнительные смысловые оттенки подчеркивает новая музыкальная пьеса композитора и саксофониста Эрика Слейхима. Такой подход к сценической постановке является новым и для самого Яна Фабра экспериментом.

(фестиваль TERRITORIЯ)