Месть – это блюдо, которое покупается

Cветлана Годунова, Eclectic-magazine.ru, 15 ноября 2017

Любовь – прекрасное чувство, которое, к сожалению, имеет свойство оборачиваться в ненависть. А если мы говорим о женской ненависти, которая теплится в душе уже не первый год, вероятность того, что причина этому отвергнутая любовь очень велика. Так и главная героиня пьесы Фридриха Дюрренматта не смогла забыть о наболевшем, и решила вершить правосудие дел былых времён. Премьера спектакля «Визит дамы» состоялась 2 ноября. Режиссёр-постановщик Олег Добровольский сидел вместе со зрителями в зале и наблюдал за происходящим на сцене Электротеатра Станиславский. Задействовано около тридцати актёров. Образ одного героя дополнял другого, и вместе им удалось создать и передать атмосферу города « где ночевал Гёте».

Гюллен – небольшой бедный городок в центральной Европе где-то на путях «Венеция-Стокгольм» . Жители ждут свою спасительницу, миллиардершу Клару Цаханассьян, надеясь, что она вытащит их из нищеты поскольку это её родной город. Но у богатой дамы свой интерес вернуться в Гюллен: месть. Месть тем, кто смеялся ей вслед, когда она, молодой брюхатой девушкой, садилась в гамбургский поезд. Клару Цаханассьян сыграла Алла Казакова. Её эпатажный образ в спектакле можно сравнить со стилем американской певицы и актрисы Леди Гаги. Модные и немного сумасшедшие фасоны: красное платье с юбкой из перьев, траурный костюм с белыми волонами на манжете, плащ-пончо цвета мха — шокировали зрителей и одновременно притягивали взгляды. Прекрасная игра Аллы с нотками «антитезы». Жестокая расчетливая Цаханассьян, но при этом нежная Клерхен, помнящая все прекрасные моменты прошлого. Настоящая женщина, однако, с искусственными органами тела. Современная Клара Цаханассьян – это тюнингованная машина смерти, триеровская Грейс из «Догвилля» и постаревшая Гретхен из «Фауста» Гете одновременно. Все эти противоборствующие качества на протяжении 3-х часов уживались в одной обиженной женщине и желали смерти своей первой любви — Альфреду Иллу (актёр Александр Милосердов). Ошалевший мужчина, которого начинает преследовать паранойя. Что выбрать: признать вину и уничтожить себя или потерять все, но измениться? У главного персонажа давно своя семья, и Клару он помнит. Но в основном по местам, где молодыми они развлекались. И спустя 30 лет Альфред Илл не мог подумать, что его бывшей любовнице придёт в голову предложить миллиард за его смерть.

Хорошая пьеса – интересная постановка. Лаконичность сценографии: нагромождений на сцене нет. Вместо красочных декораций – белые геометрические фигуры, напоминающие дома и предметы мебели. Бесцветность – изображение бедности Гюллена. Постепенно, как город богатеет и расцветает, световые эффекты украшают его, окрашивая в яркие цвета. Сюжет спектакля близок к классической постановке, но имеются определённые веяния современности. В сцене встречи Клары на вокзале вместо нарисованного плаката режиссёр использует бегущую электронную строку, а когда её поздравляют с очередной помолвкой, то вместо важных персон 50-60-х годов перед нами предстают Дональд Трамп и Ким Чен Ын. Очень неожиданная концовка, о которой я не могу отозваться как положительно, так и отрицательно. Она скорее обескураживает. Ты выходишь из зала и в твоей голове мелькают мысли: « что это было? как? почему именно так»? На мой взгляд, философия трансгуманизма была интересна применена в симбиозе с классической пьесой, но, думаю, можно было обойтись и без неё. Тогда бы трагифарс остался трагифарсом, и мы смогли бы сказать, что месть можно купить. Но, благодаря концепциям современной философии в спектакле, этот вопрос остаётся открытым, и пьеса покрывается некой загадочностью, предоставляя зрителю возможность выбрать одну из двух концовок самому.