В МОСКВЕ ПО-НОВОМУ ВЗГЛЯНУЛИ НА ГАУПТМАНА

Наталья Тимашова, «Театрал», 19 декабря 2016

В Электротеатре Станиславский состоялась премьера открытого спектакля «Перед заходом солнца» в постановке Владимира Космачевского по мотивам одноименной пьесы Герхарта Гауптмана. В главной роли – народный артист России Владимир Коренев.

Спектакль представляет собой вариации на тему немецкого символизма: бесконечные аллегории, люди-призраки, которые бродят на пепелище своего дома (а дом – это и их семейное гнездо, и вся Германия), неподвижные маски, черно-бело-красная цветовая гамма и фантастическая игра света и спецэффектов.

В центре драмы, написанной немецким символистом в 1932 году, незадолго до прихода фашизма в Европу, – история тайного советника и отца большого семейства, 70-летнего Маттиаса Клаузена (Владимир Коренев). На склоне лет его угораздило влюбиться в юную Инкен, но эта любовь все губит, в том числе и самих влюбленных. Маттиас, почетный гражданин и уважаемый в обществе человек, – столкнется с яростным сопротивлением окружающих, в первую очередь – своих близких. В период написания пьесы «Перед заходом солнца» автор был уже признанным авторитетом не только немецкой, но и мировой литературы: в 1912 году Гауптман получил Нобелевскую премию по литературе. В начале 30-х годов прошлого столетия Герхарт Гауптман, как и многие выдающиеся представители немецкой интеллигенции того времени, предчувствовал трагедию своего народа и народов Европы, погружавшейся во мрак национализма и фашизма… Клаузены уничтожают свою семью, разрушается Германия, весь мир погружается в состояние войны… Предчувствие катастрофы передано мрачными декорациями, тревожной музыкой, детским плачем, причитаниями и речитативами женщин, обрывками фраз на немецком языке, военными маршами.

В какой-то момент черно-белая графика лиц, одежд и всего происходящего напомнила знаменитое полотно Пабло Пикассо «Герника», трагедия которой произошла только через пять лет после написания пьесы Герхартом Гауптманом – в 1937 году. Метафорическое пространство спектакля – это пепелище дома и давно умерших смыслов и чувств. Но его призрачные обитатели снова пытаются пережить момент, с которого «все пошло не так» и изменить судьбу. Что мешает человеку перестать совершать ошибки и понять, наконец, что твоя жизнь – не чужая – этим вопросом задаются режиссер Владимир Космачевский, выпускник мастерской Петра Фоменко, и актеры.

Владимир Коренев, Юрий Дуванов, Леонид Зверинцев, Ирина Коренева, Владимир Долматовский и другие совершенно неузнаваемы в плотном гриме, париках, очках, перчатках и многослойных черно-серых одеждах. С помощью всей этой бутафории, тщательно скрывающей мимику, эмоции и движения, каждого из них превратили в «человека в футляре», потерявшего свою индивидуальность и живущего лишь призрачными интересами семьи, в которой давно не осталось никаких человеческих связей. Сама семья – это не более чем призрак, который бродит в сумерках своих воспоминаний о том, что случилось перед заходом солнца….