Сны Юхананова

Вячеслав Суриков, «Эксперт», 18 апреля 2016

В прошлом году открылся перестроенный и переформатированный Электротеатр Станиславский. Его художественный руководитель все время, пока шли строительные работы (а они продолжались почти два года), репетировал с труппой сразу несколько спектаклей. Театр открылся постановкой звезды мирового театра Теодороса Терзопулоса, а следом представил два огромных проекта самого Юхананова: «Синюю птицу» в которой каждая из трёх серий – это отдельный спектакль, и пятисерийную оперу «Сверлийцы», написанную содружеством из шести композиторов. Две серии из пяти: вторая и заключительная, которые по замыслу автора могут быть интерпретированы как отдельные произведения, вошли в состав номинантов на «Золотую Маску» в разделе «Опера». Либретто написал сам Юхананов. В основе - миф о параллельно существующей цивилизации и ее представителе, который забыл о том, кем является. В текстах почти не просматривается нарратив. Это скорее энигматичное описание реальности, не подлежащее ни буквальной, ни какой-либо иной интерпретации. Юхананов транслировал его из своего сознания на сцену, трансформируя на глазах пространство и время. То, что происходит на сцене, это сон и в самом деле инопланетного существа, которое случайно оказалось на Земле и видит все происходящее в необычном ракурсе. Метафоры режиссера и автора суммировались с не менее замысловатыми музыкальными метафорами композиторов, и это превратило «Сверлийцев» в одно из самых необычных на свете зрелищ. В нем, так же как и в постановках Жолдака и Бутусова можно найти куда больше смысла, чем могут вербализировать и сам режиссер, и композиторы. Мы видим работу мастеров по созданию смыслов взрывным методом. Это сверхтеатр. Такого театра и в таком количестве не было нигде и никогда и вряд ли еще будет.