ЗАЧЕМ ИДТИ НА СПЕКТАКЛЬ «ПСИХОЗ»

Наталья Витвицкая, Vashdosug.ru, 1 июля 2016

Новая постановка в «Станиславском» — мультимедийное шоу о самоубийстве и отличный образец слияния театра и современного искусства. Объясняем, на что это похоже.

1. Источник
В основе спектакля – культовая предсмертная пьеса Сары Кейн «4.48». Драматург поколения in-yer-face (в пер «прямо в лицо»), создавшего в 1990-х новую театральную эстетику. Настолько шокирующую и отталкивающую, что многие зрители сравнивали просмотр постановок Кейн с «окунанием головы в помойное ведро». Основные темы: насилие, секс и сумасшествие.
«4.48 Психоз» — это автореквием. Кейн записала собственный внутренний монолог перед тем, как повеситься. О чем она думала перед смертью? О том, как больно родиться, жить и умирать, будучи женщиной.

2. Видеоарт
Соавторы спектакля — художники наиболее успешной российской арт-группы AES+F, завоевавшие ворох наград и представляющие Россию на Венецианской биеннале. Для спектакля они придумали шокирующий видеоряд (3D-анимация), наполненный образами тел, психоделических цветов и насекомых. На гигантском экране зритель видит ядерные взрывы, тараканьи рати, грибы, в спорах которых «прорастают» женские вагины и истекающие кровью отрезанные женские груди (этот образ, по словам художников, «списан» со святой мученицы Агаты). Экстремальный визуальный ряд и ужасает, и завораживает.

3. Актерский аттракцион
В спектакле занято 19 актрис разного возраста. Они изображают хор внутренних голосов женщины-самоубийцы. И отвечают каждая за определенную эмоцию (иронию, истерику, депрессию, фарс, гротеск) и типаж (убогая пенсионерка, разбитная толстуха, истеричная лесбиянка и т.д.). Примы труппы Электротеатра Елена Морозова и Алла Казакова женскую истерику превращают в исповедь. В ненависть к себе играют глазами, телом, голосом. Им веришь безоговорочно.

4. Саундтрек
Психоделическую музыку к спектаклю написал музыкальный руководитель Электротеатра и самый известный современный композитор страны — Дмитрий Курляндский. Автор оперы «Носферату» (опера без музыки, попытка анализа человеческого дыхания), на этот раз он взял за основу «чужое» произведение («Немецкий реквием» Брамса), размножив заупокойный месседж в электронном монтаже.

5. Кинорежиссура в театре
Режиссер спектакля — Александр Зельдович, автор культового фильма «Москва» (сценарий о криминальном бизнесе московской богемы он написал вместе с Владимиром Сорокиным, а на главные роли пригласил Ингеборгу Дапкунайте и Татьяну Друбич). Критики назвали фильм «настоящим кинематографическим манифестом постмодернизма», в котором был важен не сюжет, а кадры-символы. «Психоз» — попытка реализоваться на театральной сцене. Пока что киноязык побеждает, «картинка» для Зельдовича по-прежнему ярче заложенных в нее смыслов.