Backstage: за кулисами настоящего «Психоза»

Мага Умхаев, Ирина Урнова, «РБК Стиль», 23 июня 2016

С 22 по 25 июня в Электротеатре Станиславский проходят премьерные показы спектакля «Психоз» режиссера Александра Зельдовича и художников арт-группы AES+F. «РБК Стиль» тайком пробрался за кулисы и рассказывает, почему за билетами стоит бежать немедля.

Спектакль поставлен по пьесе Сары Кейн «4.48 психоз», которая считается знаковой не только в контексте творчества ее создательницы, но и театральной эстетики 1990-х годов как таковой. Через полные боли и тревоги тексты Кейн «выталкивала» зрителя из зоны комфорта, разрушая привычную и такую безопасную границу, отделяющую его от переживаний героя.

Цифры в названии пьесы неслучайны — текст построен как дневник женщины-самоубийцы, пиком отчаяния которой становится 4:48 утра. Фактически, это внутренний монолог, состоящий из на первый взгляд бессвязных фраз, вопросов и ответов, метафор, цитат, фрагментов психологических тестов, жалоб и требований. Безусловно одаренная, но тяготящаяся своим даром героиня страдает от одиночества и невозможности «нащупать» свои границы, ответив на, наверное, главный вопрос в жизни каждого человека: «Кто я и зачем я здесь?». Поиск любви — в первую очередь, к себе самой — приводит ее к гамлетовскому «Быть или не быть?». И она принимает отрицательное решение, как сделала и сама Сара Кейн в возрасте 28 лет.

В спектакле занято 19 актрис разного возраста, но все они играют одну героиню, представленную через хор внутренних голосов — от иронии до истерики, от депрессии до лирики или сарказма. Эта разнородность и хаотичность показалась режиссеру Александру Зельдовичу как нельзя более точно отражающей характерную для современного человека «внутреннюю полифонию», пришедшую на смену одному голосу собственного «я».