Борис Юхананов
Российский режиссер театра, кино и телевидения, продюсер, актер, поэт, писатель, художник и педагог. Окончил Воронежский институт искусств по специальности «актер театра и кино» (1979) и ГИТИС по специальности «режиссер драмы» в мастерской Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (1986). Во время учебы в ГИТИСе работал ассистентом режиссера в спектакле Анатолия Эфроса «Буря» по У. Шекспиру (1983) и в спектакле Анатолия Васильева «Серсо» по пьесе Виктора Славкина (Театр драмы и комедии на Таганке, 1983–1985). Создатель первой в СССР независимой театральной группы «Театр-Театр» (1985). Один из основателей движения «параллельное кино» (1986), известного под брендом СИНЕ ФАНТОМ (журнал, газета, фестиваль, студия кино- и видеопроизводства, первый российский киноклуб). Автор фильмов: «Видеороман в 1000 кассет. Сумасшедший принц» (1986–1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да! Дауны...» (1997), «Назидание» (2017) и др. Снимался в фильмах: «Борис и Глеб» (1987), «Трактористы-2» (1992), «Иван-дурак» (2002) и др.
Педагогическую деятельность ведет с 1988 года: Ленинградский Свободный Университет (1988), Свободная Академия в Москве (1989), руководил режиссерско-актерским курсом в РАТИ-ГИТИС (1997–2002), Мастерская Индивидуальной Режиссуры (с 1988 – по н.в.). Один из создателей первой петербургской частной балетной труппы «Санкт-Петербургский Маленький балет». Руководитель исследовательских театральных проектов «Лаборатория Ангелической режиссуры» (2002–2004) и «ЛабораТория. Голем» (2002–2009). С 1986 года осуществил более 40 постановок. Спектакли Юхананова шли на сценах Москвы (театр ШДИ, ТЮЗ, РАМТ, Драматический театр им. К. С. Станиславского и др.), Санкт-Петербурга (Эрмитажный Императорский театр), Киева (Театр драмы и комедии), Вильнюса (Русский драматический театр Литвы), Лондона (Southwark Playhouse) и др. Среди них: «Наблюдатель» по пьесе Алексея Шипенко (1988), «Октавия» на основе произведений Сенеки и Троцкого (1989), проект «САД» (1990–2001), спектакль-реконструкция «Недоросль» Д. Фонвизина (1999), «Фауст» (1999–2008), опера «Сверлийцы. Эпизод I» (2012), «Стойкий принцип», первая редакция (2013).
С 2013 года – художественный руководитель Электротеатра Станиславский. По инициативе и под руководством Юхананова осуществлена полная реконструкция здания в духе современной эпохи, где театр является мультикультурным пространством. В новом театре им поставлены: трилогия «Синяя птица» (2015), оперный сериал «Сверлийцы» (2015), двухчастный спектакль «Стойкий принцип», вторая редакция (2015). В том же, 2015 году, увидел свет уникальный проект, названный сами режиссером «новопроцессуальным» - «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы», основанный на романе Апулея «Золотой осел». В 2017 году была осуществлена постановка спектакля «Галилео. Опера для скрипки и ученого». В 2017 году на международном музыкальном фестивале Holland Festival в Амстердаме состоялась премьера оперы «Октавия.Трепанация».
В 2018 году публике был представлен шестидневный новопроцессуальный проект «Орфические игры. Панк-макраме», в основу которого лег миф об Орфее и Эвридике.