«Лишний билетик» на этот спектакль начинают спрашивать уже в подземном переходе станции
метро «Пушкинская», хотя никаких широковещательных реклам его премьере не
предшествовало. А в зале люди откровенно плачут, не стесняясь своих слез перед соседом по
креслу. И выходя из театра по окончании представления, не переключаются мгновенно на свои
будничные домашние проблемы. [...]
То, как играет свою Розу Римма Быкова, даже неловко называть игрой. На сцене, почти не
покидая ее на протяжении всего спектакля, трепетно живет своей надломленной, трагической
жизнью маленькая, худенькая, суетливая женщина с неповторимым одесским говорком,
привычными движениями хлопотливой хозяйки, мелкой старческой походкой. И что бы ни
делала эта Роза, о чем бы ни говорила – все дела и слова ее для других, ради других, во имя
других.
Балашова Н. Порог дома // Московская правда. 1986. 12 февр.
...Об этой худенькой, маленькой женщине, кажется, можно рассказывать без конца, подмечая разные милые мимолетные мелочи, — как она разглаживает ладонью скатерть на столе, как ставит любимую пластинку на старенький довоенный патефон, как трогательно и зажигательно танцует «фрейлехс» с неожиданным партнером — белобрысым русским парнем, который отвел ее сомнение с неподражаемо лукавой одесской интонацией: «Или я не с этого города?». О родном городе, о быте двора, о словесных баталиях с торговками на знаменитом Привозе напоминает и ее чуть замедленная речь, с напевно вопросительной мелодикой. Старая Роза интересна в каждый момент своего бесхитростного и сердечно-мудрого бытия, ибо все в ней — правда и любовь, бесконечная любовь и к взрослым детям, и ко всем людям.
Марченко Т. Вода живая и мертвая // Ленинград. 1987
...Братья Марголины очень разные. Младший, Леонид (В. Коренев) — энергичен, решителен, нетерпим. Старший, Борис (Л. Сатановский) — мягкий, чуть вяловатый, сомневающийся, отдающий право решать тому, кто сильнее, напористей. Оба как будто определены, устроены. Можно догадываться относительно побуждений, мотивов, склонивших их к отъезду, относительно душевных сложностей Жени, дочери Бориса (Е. Клищевская). И что ж, человек
имеет право выбора. Но и ответственность за свой выбор нести ему, человеку.
Театр вглядывается в людей, решительно отказываясь от однокрасочности, одномерности. Даже в Барабанове (А. Горбатов), служившем старостой в годы фашистской оккупации, создатели спектакля видят человека. Пусть конченого, растоптавшего себя, погубившего. Но истинно
крупная,захватывающая человеческая драма — это драма Розы, понявшей, что она не может
оставить своих сыновей, сколько бы они ни принесли ей несчастий и горя, что она уедет вместе с ними. Героиня Быковой, еще в начале спектакля исполненная обаятельной жизненной силы, угасает на наших глазах.
Щербаков К. Первое впечатление // Известия. 1985. 9 дек.