Фото: Борис Кравец. На фото: музыканты Борис Заботин, Борис Красовский, актрисы Татьяна Майст, Елена Клищевская

Экспромт-фантазия

По пьесе Виктории Токаревой
Режиссер: Александр Товстоногов
Поделиться:

Премьера состоялась 21 августа 1981 года.

Автор: Виктория Токарева
Постановка: Александр Товстоногов
Сценография: Владимир Боер
Хореография: Геннадий Абрамов
Музыкальное оформление: Юрий Лаптенко

В основу драматургического дебюта Виктории Токаревой был положен ее ранний рассказ с современным сюжетом, обозначенным в прессе так: «она любит его, он любит ее, но он женатый, старый и не имеет права». Эта трагическая по сути история с множеством моральных дилемм была окрашена авторской и исполнительской иронией. Название спектакля говорило  и о его жанре: стилистически пестрое, динамичное действие, насыщенное музыкой настоящего оркестра, танцами, фантастическими сновидениями, придавало лирико-драматическому сюжету со сквозной музыкальной темой (герои – студентки и педагог музыкального училища) собственно форму музыкального экспромта. Спектакль привлекал и актерскими дуэтами – молодых Елены Клищевской и Татьяны Майст, играющих подруг,  Альберта Филозова и Людмилы Поляковой, инфантильного педагога и жены.

В. Токарева: Мне хотелось только показать, что самое главное для женщины – это никогда не терять своего человеческого достоинства. Не терять ни при каких обстоятельствах.
Странные женщины? Нет таких! // Советская Россия. 1984. 7 окт.
Сценография «Экспромт-фантазии» лаконична. Незамысловатые универсальные выгородки, покрашенные в белый цвет, белые барельефы великих композиторов на стенах; стол, лампа, стулья – нехитрый реквизит. Темным пятном – фортепьяно на авансцене да классная доска над ним. Быстро, точно вычерчиваются – на белом, словно рисунки тушью – эпизоды «Экспромт-фантазии».
Маринова Ю. Фантазия на тему любви // Советский театр. 1983. №1
Экспромт-фантазия вызывает массу жизненных и театральных ассоциаций, спектакль произрастает на этой почве, а иногда и пародирует приевшиеся штампы и избитые ситуации. Но нарочитую разноголосицу проблем, парадоксальность режиссерских ходов и мозаику актерских находок воедино переплавляет стремление расшевелить, укрепить в людях доброе начало средствами сценической праздничности, яркости. Ради этого понадобились легкость экспромта и блеск прихотливой фантазии.
Степанова А. Фантазия плюс экспромт // Черноморская здравница. 1982. 11 июля.

Исполнители

Музыканты:
Илья Андрианов (контрабас), Евгений Буканов (труба), Борис Заботин (гитара), Борис Красовский (баян), Елена Кракопольская (фортепиано), Иван Лубов (ударные)
Лариска, студентка музучилища:
Елена Клищевская
Кира, студентка музучилища:
Татьяна Майст
Игнатий, преподаватель чтения хоровых партитур:
Альберт Филозов
Владимир Анисько
Зоя, его жена:
Людмила Полякова
Генритта Рыжкова
Лидия Савченко
Наталия Антонова
Никита, их сын:
Юрий Дуванов
Вячеслав Мищенко
Гонорская, преподаватель музучилища:
Анна Варпаховская
Татьяна Назарова
Самусенко, преподаватель музучилища:
Владимир Любимов
Вячеслав Кутаков
Несневич, первая скрипка в оркестре:
Михаил Янушкевич
Владимир Коренев
Врач:
Людмила Розанова
Тамара Витченко
Нина:
Татьяна Назарова
Наталья Каширина
Наталья:
Наталья Антонова
Светлана Кубарева
Новенькая:
Людмила Лушина
Любовь Иванова
Спящая:
Светлана Кубарева
В эпизодах:
Ольга Васильева, Павел Русланов, Игорь Радов, Николай Трифилов, Вячеслав Мищенко, Юрий Веялис