К юбилею актера, режиссера, педагога Георгия Николаевича Мальковского
21 февраля исполняется 105 лет со дня рождения актера, режиссера, педагога Георгия Николаевича Мальковского, одного из ассистентов Константина Станиславского, непосредственно участвовавшего в создании Оперно-драматической студии и впоследствии отдавшего нашему театру более 50 лет своей жизни. Его биография удивительна: представитель древнего дворянского рода, он ребенком перенес все перипетии смены эпох, вместе с отцом-врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, исколесил полстраны, выучился на педагога, а потом поступил в студию Народно-героического театра, работал актером там, а затем в труппе Реалистического театра под руководством Н. П. Охлопкова, продолжая параллельно совершенствовать актерское мастерство сначала в Университете искусств при РАБИС, с 1933 года – в группе сестры К. С. Станиславского Зинаиды Сергеевны Соколовой, а затем и в новом театральном училище при МХАТе-2-ом.
В 1935 году Мальковского выбирают в ассистентскую группу для подготовки к открытию Студии К. С. Станиславского. Он проводит приемные испытания абитуриентов, а затем становится одним из наставников для набранных студийцев. Конечно же, он задействован и как яркий характерный актер: играет Чебутыкина в первой премьере Студии «Три сестры».
В начале Великой Отечественной войны он ушел добровольцем на фронт, и несколько месяцев – пока позволяло здоровье – воевал в составе Истребительного батальона Свердловского района. А после возвращения всерьез обратился к режиссуре. Выпущенная (в соавторстве с Г. Кристи) в 1943 году комедия «День чудесных обманов» по «Дуэнье» Ричарда Шеридана стала настоящим театральным хитом и прошла более тысячи раз. Всего за 1940-е – 1950-е гг. он поставил девять спектаклей, последним из которых стала комедия «Де Преторе Винченцо» по Эдуардо де Филиппо, вновь успешная. Его приглашали на должность главного режиссера Русского театра Эстонии, но он предпочел остаться в родном театре актером. Около 50 ролей на сцене: кажется, что мало какой спектакль – классический или современный, драматический или комедийный – мог обойтись без Мальковского. И при этом на протяжении всей жизни артист продолжал вести педагогическую деятельность: с конца 1930-х гг. преподавал в Московском городском театральном училище, в конце 1950-х гг. стоял у истоков создания кафедры режиссуры и мастерства актера МГУКИ и много лет был ее ведущим педагогом.