Уважаемые гости! В фойе театра проходит выставка Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда». Часы работы: ежедневно с 11:00 до 22:00.

Памятная дата: 110 лет Юрию Мальковскому

21 февраля 2022
Юрий Мальковский в роли Чебутыкина в спектакле "Три сестры", реж. М. Кедров, 1940. Фото из архива театра
8 фото

21 февраля исполняется 110 лет со дня рождения актера, режиссера, педагога, заслуженного артиста РСФСР Георгия (чаще его называли Юрием) Николаевича Мальковского, одного из ассистентов К. С. Станиславского, непосредственно участвовавшего в создании Оперно-драматической студии, и впоследствии отдавшего нашему театру более 50 лет своей жизни.

Представитель древнего дворянского рода, он ребенком перенес все перипетии смены эпох, вместе с отцом-врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, исколесил полстраны, выучился на педагога, а потом поступил в студию Народно-героического театра, работал актером там, а затем в труппе Реалистического театра под руководством Н. П. Охлопкова, продолжая параллельно совершенствовать актерское мастерство сначала в Университете искусств при РАБИС, с 1933 года – в кружке сестры К. С. Станиславского Зинаиды Соколовой, а затем и в новом театральном училище при МХАТе 2-ом.

В 1935 году Мальковского выбирают в ассистентскую группу готовящейся к открытию Оперно-драматической студии К. С. Станиславского. Эта группа формирует отделение будущих режиссеров-педагогов, которые должны стать первыми проводниками системы Станиславского, из первых рук получить методику ее преподавания. Мальковский с товарищами проводит приемные испытания абитуриентов, а затем ведет занятия со студийцами и ассистирует в работе над учебными спектаклями педагогам-постановщикам. К концу 1930-х годов Мальковский заявил о себе как один из самых одаренных ассистентов, готовых вести самостоятельную педагогическую, режиссерскую и организаторскую работы. После смерти Станиславского он вместе с Григорием Кристи ставит комедию Шеридана «Дуэнья» (выпущенный в 1943 году спектакль «День чудесных обманов» стал настоящим театральным хитом и был сыгран более 1000 раз). В начале Великой Отечественной войны он уходит добровольцем на фронт в составе истребительного батальона, а после возвращения руководит вторым набором студийцев и драматическим отделением в целом, даже некоторое время после ухода Кедрова исполняя функции главного режиссера. Всего в 1940-е – 1950-е гг. он поставил девять спектаклей, в том числе романтическую поэму Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», «Чудаков» Максима Горького, популярную послевоенную антифашистскую драму Вадима Собко «Жизнь начинается снова», комедию Эдуардо де Филиппо «Де Преторе Винченцо» с Евгением Леоновым в заглавной роли.

Интеллигентный принципиальный человек, Мальковский, многолетний член худсовета театра, ставил интересы общего дела выше своих амбиций: в собственных спектаклях назначал себя на эпизодические роли, пристрастно следил за состоянием репертуара, ради родного театра отказался от должности главного режиссера Русского театра Эстонии.

С молодости игравший возрастные роли, Мальковский замечательно владел внешней характерностью, за которой, однако, стоял талант разнопланового, тонкого, глубокого артиста, убедительного и в лирике, и гротеске. Среди более, чем 50 ролей в его карьере, были и мудрый и нежный Чебутыкин в «Трех сестрах», первом драматическом спектакле Студии, и Миша Бальзаминов в спектакле Василия Топоркова «Женитьба Бальзаминова», и мелочный корыстолюбец-пастор Сэмюэль Пэррис из «Сейлемских ведьм», и Кубарев в сатире Леонида Зорина «Серафим, или Три истории из жизни Крамольникова», и князь Сокольский в инсценировке «Подростка» Достоевского.

Несмотря на неизменную актерскую востребованность, Мальковский всю жизнь сохранял верность педагогике и миссии, возложенной на него в Студии, и с возрастом она стала приоритетной. Еще с конца 1930-х гг. он параллельно с работой в театре преподавал в Московском городском театральном училище, а в конце 1950-х гг. его детищем стала кафедра режиссуры и мастерства актера Московского института культуры (до 1964 – Библиотечный институт), которой он начиная с середины 1970-х посвятил всю свою жизнь, расставшись с театром. Но театр все же не отпустил его окончательно, и в 1987 году, он вернулся, чтобы запомниться своим трагическим дуэтом с Риммой Быковой в спектакле «Улица Шолом-Алейхема, д. 40», удостоенном экранизации.

Ольга Макарова

Поделиться: