Памятная дата: 90 лет Леониду Сатановскому
28 марта исполнилось бы 90 лет народному артисту РСФСР Леониду Моисеевичу Сатановскому. В течение почти полувека он был не просто ведущим актером театра, но одним из опорных столпов труппы.
Сатановский окончил Щукинское училище и был приглашен Георгием Товстоноговым на работу в БДТ, но прочные московские корни и разговор с Михаилом Яншиным определили его судьбу. Как он сам говорил, вдохновился планируемыми «Днями Турбиных» – не ролью, поначалу ему сулила массовка, – но самой пьесой, увидел в ней направление театра. Период массовки, к счастью, был очень недолог. В первые же годы в молодом актере с яркой внешностью – высоком, золотоволосом, обнаружилось огромное многоплановое дарование, техника, свобода, характер и вкус. Милан Стибор в «Такой любви», Виктор в «Машеньке», Павел в «Первом дне свободы», Генка Лызлов в «Жизни и преступлении Антона Шелестова», Мэтью в «Трехгрошовой опере», – Сатановский вел весь репертуар. Обладая непринужденной фантазией, владея формой, в том числе и гротескной, он мог создать точный портрет несколькими легкими штрихами. В одном только «Маленьком принце» Еланской Сатановский весело и изобретательно играл всех, кого встречал принц, – от Короля до Стрелочника.
Палитра его характерных, в особенности «отрицательных», ролей была необъятна: ироничный и наблюдательный Сатановский часто и виртуозно играл человеческие пороки: циников, лжецов, глупцов, проходимцев и даже самого дьявола (как в спектакле «Черт»). Не сатирические карикатуры, а объемные, психологически выверенные, сложные индивидуальности. Его Креон в знаменитой «Антигоне» Ануя, интеллигентный и трезвый «гарант порядка», был убедительно прав и этим страшен, как позднее страшен был внешне благопристойный чиновник Варравин из «Дела» Сухово-Кобылина или зловещий Официант в «Женском столе в охотничьем зале» Мережко.
Сатановский умел быть смешным и острым, резким и нежным, беззащитным и агрессивным. В заглавной роли спесивого ханжи-толстосума в зрелищном карнавальном мюзикле «Мсье де Пурсоньяк» по Мольеру раскрылась музыкальная одаренность и вокальные данные актера, его способность к эксцентрике. Артистичность и комедийная легкость Сатановского была оценена в его благодушном и самодовольном Лыняеве в «Волках и овцах». Вообще, то ли чувство эпохи и жанра, то ли актерская интуиция делали заметными и успешными большинство его работ, независимо от общего успеха спектакля – что в притче («Брысь, костлявая, брысь»), что в сатире («Уважаемые и граждане»), что в классическом трагифарсе («Дачники»), что в современной драме («Улица Шолом-Алейхема, д. 40).
В Леониде Сатановском, самостоятельно, активно мыслящем, был стержень лидера, радеющего за дело, потому неизменно он выбирался членом худсовета, секретарем парторганизации, председателем профкома. Он был волен выбирать себе режиссеров и пьесы, горячо отстаивал интересы – свои, и, конечно, любимой жены и партнерши, Майи Менглет. И когда в конце 90-х эти интересы были нарушены, немедля и решительно оставил театр, переехав в Австралию к детям. И хотя он остался в профессии, играл, пока мог, в Канаде в Русском театре им. Варпаховского, эта разлука стала огромной потерей, что для этой актерской пары, что для театра.