Памятная дата: 85 лет Юрию Гребенщикову

12 июля 2022
Юрий Гребенщиков (Михаил) и Наталия Орлова (Людка) в спектакле «Анна», реж. Б. Львов-Анохин, 1966. Фото из архива театра
10 фото

12 июля исполнилось бы 85 лет заслуженному артисту РСФСР Юрию Гребенщикову.

Альберт Филозов говорил о нем: «Юра обладал редкостным качеством русского психологического актера, где все пропущено через себя. Где персонаж является отражением его фантазии». «Эта фундаментальность, что ли, и невероятное чувство правды. Органически он не мог врать, не мог наигрывать. То есть лицедейское начало в нем было. Но когда он играл роль, я не никогда не видел его наигрывающим, показывающим кого-то. Все, что он играл, это был он абсолютно – и не он» (телецикл «Чтобы помнили». Выпуск 102).

Сын свердловского геолога, Гребенщиков с детства мечтал стать актером, занимался во Дворце пионеров. В 1955 году в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, объявив на афишах о приеме в Школу-студию. Из 300 человек, подавших заявления, были зачислены Юрий и еще один свердловчанин Альберт Филозов, будущий партнер и друг. По окончании студии их обоих приняли в Театр им. К. С. Станиславского.

Мужественно красивый, темпераментный, музыкальный, в нем была уральская основательность и целеустремленность вместе с тем нервом в характере, с каким Михаил Яншин представлял своего Треплева в редакции «Чайки» 1960 года.

Об этой его первой работе, сыгранной в 22 года, критик писал: «Гребенщикову не только удалось раскрыть противоречивость смятенной души Треплева. Дебютант сумел найти свой ключ, свое решение роли – талантливое и острое. Его Треплев – не просто мрачный и безвольный неврастеник. Это человек, гневно протестующий против засасывающей его рутины, против собственного бессилия вырваться в иную жизнь» (А. Клебанская. Осуществленная мечта // Вечерняя Москва. 1960. 23 мая).

За Треплевым последовали пылкий и искренний Николка в «Днях Турбиных»; мятущийся трудный подросток Антон Шелестов – подсудимый на процессе о грабеже – в резонансной и популярной (спектакль шел более 10 лет!) инсценировке повести Г. Медынского «Честь»; современные молодые герои в пьесах Э. Брагинского, Ю. Принцева, Л. Зорина, М. Ганиной – со сложносочиненным внутренним миром, конфликтующие в том числе с собой.

В 1970-е театр вроде бы использовал Гребенщикова еще более разнообразно и интересно: водевильный Сыромятов в «Женитьбе Белугина», бесшабашный Гомыра в «Прощании в июне», переживающий кризис среднего возраста карьерист Кузнецов в драме Кутерницкого «Еще не вечер», циничный чиновник Набойкин в спектакле М. Кнебель «Тени» по М. Салтыкову-Щедрину, однако настоящее творческое удовлетворение и ощущение успеха пришли к нему со спектаклями Анатолия Васильева. О естественности, свободе и легкости его игры, как и всего актерского ансамбля «Взрослой дочери молодого человека», заговорили. Найдя в Васильеве своего режиссера, Гребенщиков ушел за ним на Таганку, а затем и в открывшуюся «Школу драматического искусства». Но успех зрелого Гребенщикова увидеть зрителям было не суждено: на новом витке своей карьеры он погиб, едва перейдя порог пятидесятилетия, в зените театральной славы.

Поделиться: