Разговор Андрея Могучего и Бориса Юхананова
«Школа современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский совместно с Институтом театра и фестивалем «Золотая Маска» начала новую сессию встреч с участниками фестиваля «Золотая Маска» 2016. Проект стартовал в феврале 2015, когда гостями Электротеатра были режиссер Хайнер Геббельс, дирижер Теодор Курентзис, режиссеры Марат Гацалов, Виктор Рыжаков и Михаил Бычков, молодые художники и хореографы лаборатории СОТА.
1 марта в фойе Электротеатра Станиславский прошла встреча с режиссером Андреем Могучим, которую вел художественный руководитель Электротеатра Борис Юхананов.
Стартом разговора стало рассуждение Юхананова о механизме работы режиссера, имеющего за плечами опыт работы в альтернативном, радикальном театре и обладающего 'лидерской позицией в искусстве, тотальностью беспощадного отношения к себе и к жизни', в условиях структуры театра с историей и утвердившимся имиджем. Стратегия репертуарной политики нынешнего БДТ рисовалась, как сказал Могучий, 'не из значимости и качества отдельно взятого спектакля, а из некого контекстуального движения'. От первого резкого шага - публицистического 'Что делать?' до 'Алисы', специально написанной для театра и его примы - Алисы Фрейндлих, БДТ за короткое время прошел целую историю трансформаций. 'Сейчас такой этап… - говорит Могучий, - выбранный материал не должен взрывать ситуацию, должен наоборот сбалансировать ее'. 'Массивная толерантность, необходимая в театре, в стратегии не работает', - парировал Юхананов.
Говорили о Товстоногове, как о персоне и о носителе режиссерского метода: Могучий об опыте неподдельного интереса его и участников его лабораторий; Юхананов - о возможной опасности канонизации. 'Не окажется ли так, - задает вопрос Юхананов, - что чем конкретнее мы будем вскрывать сущность прошлого мастера, тем быстрее мы с ним расстанемся, потому что когда мы наконец его увидим, поймем, что ему нет места в современности? А если это место ему предоставить, то он может заразить эту современность какими-то свойствами, и она начнет гибнуть'. На что Могучий отвечает, что для него продолжает быть актуальной человеческая позиция Товстоногова, никогда не боявшегося сомнений в самом себе. 'Значит ли это, - вопрошает Юхананов, - что метод всегда идеологичен, а личность - нет? И что тогда образование? Результат общения двух людей, каждый из которых друг на друга влияет?'
Говорили об учителях. Могучий вспоминал книжку дневниковых записей Андрея Тарковского, которую дарил сыну-оператору и обнаружил испещренные пометками страницы: 'Я понял, что многое из того, что я говорил все эти годы, - оттуда, из этой книжки, и принадлежит не мне'. Юхананов спрашивает: 'Значит ли это, что учитель - это тот, у которого ты крадешь?'
Говорили о критике и ее ответственности (не назначать, а различать и понимать), выросшей сегодня во сто крат и перед зрителем, и перед художником. Говорили о 'боге современного театра' - box office, памятник которому Юхананов предлагает поставить. О времени, в котором драматично и тревожно разворачивается незавершенная когда-то русская революция. О любви, которая, по мысли Андрея Могучего, способна победить любую войну - что в театре, что в обществе. И о цивилизации, без которой любовь, по мысли Бориса Юхананова, превращается в ничто.
Полностью диалог Андрея Могучего и Бориса Юхананова будет выложен на канале YouTube Электротеатра Станиславский.
Андрей Могучий – основатель независимой театральной группы Формальный театр (1990); ключевая фигура ленинградского андеграунда, автор первых уличных перформансов и фестивалей ('Солнцеворот' Сергея Курехина), создатель первых в России театральных квестов ('Гамлет-машина' в лабиринтах театра 'Балтийский дом').
В 2000 в 91-ой комнате 'Балтийского дома' со смешанной командой актеров - часть из 'Формального театра', часть новых, прибившихся к Могучему как к источнику нового и живого искусства, сделал русскую версию спектакля 'Школа для дураков' (первая была в Германии) - визуальные поэтические картинки из жизни обитателей романа Саши Соколова. Приз критики на 'Золотой Маске', Гран-При БИТЕФ, Fringe First Эдинбургского фестиваля - 'Школа для дураков' стала рубежным спектаклем для российского театра, из прошлого одним махом переместившегося в будущее.
С 2004 Могучий приходит в Александринский театр: здесь в тесной связке с современными композиторами, художниками и - что было редкостью для отечественного театра - с драматургами рождаются 'Иваны', 'Изотов', 'Счастье'.
В 2009 он организовывает ТПАМ (Театральное пространство Андрея Могучего) - благодатная и закрытая поляна для лабораторных поисков молодых режиссеров, сочинявших эскизы в старой квартире на Петроградке и перенимавших опыт европейцев Кристиана Смедса и Аттиллы Виднянского из рук в руки.
В 2013 Могучему предложен пост худрука БДТ - здесь он теперь и строит пространство не-вертикального, публицистичного, человеческого театра. На 'Золотую Маску' сезона 2015/2016 выдвинуты три спектакля БДТ, в том числе 'Пьяные' самого Могучего по пьесе Ивана Вырыпаева.